top of page
  • Богдан Стешук, Александр Подхомутов

Интервью с Дмитрием Шураном: как 11-классник из Сокола стал успешным IT-специалистом


Совсем недавно в Вологде завершился IT-фестиваль "VolBit". Пообщаться с молодыми, но очень успешными программистами удалось волонтерам медиа-штаба "Дом НКО". Как развиваться в сфере IT-технологий рассказал Дмитрий Шуран, уроженец Сокола, учащийся Вологодского многопрофильного лицея.

- Добрый день, Дмитрий, расскажи о себе. Нам известно, что ты занимаешься олимпиадным программированием, участвуешь в научных поединках, хотелось бы узнать об этом поподробнее. - Добрый день. Итак, я начал заниматься IT с создания простейших сайтов на различных конструкторах, таких как «Юкоз» и прочие. Благодаря этому я поучаствовал в конкурсе «Детский компьютерный проект», который проходит в нашей области каждый год. В начале 9-го класса я начал заниматься олимпиадным программированием, что захватило меня с головой. Это позволило мне начать участвовать в олимпиадах и наметить планы на поступление в хороший ВУЗ.

- Почему ты выбрал для себя сферу IT? - Ну, мне всегда нравились компьютеры, и программирование привлекало меня, но все как-то не получалось, компьютерные игры занимали большую часть моего времени. Постепенно, правда, мне захотелось попробовать изучить язык программирования C++, я начал с базовых уроков в интернете, потом даже приобрел книжку. С её помощью я более-менее понял структуру языка, самые базовые основы. Вскоре я узнал об олимпиадном программировании, постепенно начал решать простые задачи, и вот - случайно наткнулся на проект Фёдора Владимировича Меньшикова «Три с половиной задачи в неделю». Мне очень захотелось к нему присоединиться, ведь таким образом, я бы смог получить доступ к бесценному архиву задач. Я подал заявку и решил одну из задач, после чего получил необходимые права. В рамках проекта, каждые два дня проводится разбор одной задачи, которая предлагается для решения всем участникам.

- Решение задач происходило удалённо? - Да, мы получали необходимую ссылку, параллельно шла видео-трансляция на YouTube. Участвуя в проекте, я действительно начал развиваться намного быстрей, потому что узнал, в какую сторону нужно двигаться и что необходимо для этого делать. А в феврале, два года назад, прошёл фестиваль VolBIT, который был организован Павлом Александровичем Горбуновым совместно с молодежным центром «Содружество», в рамках мероприятия проходил турнир, задачи для которого составлял все тот же Фёдор Владимирович, он же обучал нас основам программирования.

- Расскажи о фестивале VolBIT, что там было и какое участие там принимал лично ты? - Как все началось: во все районы области были направлены приглашения, одно из которых получила моя учительница и предложила мне съездить. Я подумал, что «да, это будет здорово». Изначально занятия шли дистанционно, недели две, может чуть больше. Три раза в неделю были разборы по два часа. В них объяснялись основы языка, основные темы, рассказывалось о самом языке программирования, в прошлый раз была Java. После этого курса был организован турнир: 18 задач и 3 часа на их решение. Два года назад я решил всего 6 задач и занял 6-ое место. Были те, кто решили всего и одну, две, а были и те, кто все 12. Победителей и призеров пригласили на церемонию награждения. Достойные призы, кофе-брейк, бизнес-игра «Снежинки». Был на фестивале и видео-тренинг - сотрудник из Яндекса – вологжанин Леонид Шныр рассказывал о своей профессии.

- Какие ощущения у тебя остались после фестиваля? Как для себя лично ты оцениваешь пользу данного мероприятия?

- Да, это было полезно: я познакомился с огромным множеством разных людей, узнал больше о лицее, ученики которого заняли первые места. Сам фестиваль — это в первую очередь мотивация для дальнейшего развития; для начинающих, на мой взгляд, он очень полезен, потому что позволяет начать обучение с нуля, получить основы, которых ещё недостаточно, чтобы решать олимпиадные задачи, но вполне достаточно, чтобы развиваться дальше.

- Насколько мы знаем, вы стали призёрами на всероссийской олимпиаде по программированию? Расскажи о ней. Какие там были задачи и с какими трудностями вы там встретились? - Да, в декабре прошлого года - стали призерами всероссийской олимпиады школьников по программированию. Олимпиада, проводится ежегодно, причём в несколько этапов: сначала региональный, дальше межрегиональный, а затем уже финал. Мы решили 7 задач, благодаря чему и получили диплом 3 степени. Это неплохой результат для всероссийского уровня. Далее о компаниях. Некоторые из них специально проводят подобные соревнования, а победителей нанимают на работу. После окончания школы у меня будет шанс поучаствовать в чемпионатах мира по программированию, где уровень выше, но и призы, соответственно тоже.

- Какие у тебя планы на будущее? В какой компании и кем ты хотел бы работать? Или может быть ты бы хотел открыть собственное дело? - Сейчас сложно сказать - одиннадцатый класс, подготовка к ЕГЭ, от сдачи которого зависит поступление, да и вообще моё будущее.

- Как программист ты наверняка сталкиваешься с проблемой, что знания в твоей сфере быстро устаревают и их необходимо регулярно обновлять и пополнять. Расскажи, как ты развиваешься и как пополняешь свой багаж знаний?

- Стоит отметить, что олимпиадное программирование и то, чем занимаются в промышленной, производственной разработке программного обеспечения, - это часто, но не всегда, достаточно разные вещи. В области спортивного программирования фундаментальные знания не устаревают так быстро; есть множество алгоритмов, которые нужно знать, чтобы решать подавляющее большинство задач. Без хорошей математической подготовки, естественно, не обойтись. Если говорить о промышленном программировании, то действительно очень многое меняется и постоянно нужно узнавать что-то новое. Для дальнейшего развития я стараюсь решать как можно больше задач. Приятно, когда ты видишь задачу и понимаешь, что она похожа на ту, что ты уже решал, порой стоит лишь взглянуть на неё и ты уже понимаешь как её решить.

- Мы знаем, что ты участвовал в научных поединках. Расскажи о них? С чем выступал? Какие ощущения остались? - В первый раз я был как зритель, а во второй как участник. Я рассказывал о своём опыте в создании сайтов, о том, как я начинал этим заниматься. В начале были простые сайты, созданные с помощью конструкторов -- ими может пользоваться любой желающий. Позже я узнал о существовании движков, о возможности заказать хостинг, а также о доменах и том, как со всем этим работать.

- Как публика отреагировала? - Довольно позитивно. Бои ведь весёлая штука, где люди о науке рассказывают, и в целом очень весело и интересно.

- У тебя вот, даже живя в Соколе, получилось стать... - Да, действительно, у меня это получилось. IT даёт перспективы для профессионального и духовного роста, расширения горизонтов. Если два года назад я знал людей только из своего окружения, то теперь я знаю очень много людей из России, вплоть до зарубежья и это круто!

- Пару твоих слов напоследок. - Конечно, выбор каждый делает сам для себя, но IT - это перспективная сфера и, возможно, каждому стоит подумать об этом направлении, здесь найдется место и программисту, и дизайнеру, и маркетологу - охват профессий очень велик.

Авторы интервью – Богдан Стешук и Александр Подхомутов,

медиа-волонтеры ВРОО "Созидание" и медиа-штаба "Дом НКО"


28 просмотров0 комментариев
bottom of page